Рыбья стрептококковая инфекция является системным инфекционным заболеванием, вызванным организмами рода Streptococcus. Streptococcus это род бактерий, включающий несколько видов, которые приводят к серьёзным заболеваниям у ряда различных хозяев. Обширное разнообразие пресноводных и морских видов рыбок, как описано, восприимчивы к Streptococcus spp.. Стрептококковая инфекция у рыбок впервые была обнаружена в 1957 году в Японии в культуре радужной форели. Затем многие другие виды проявили восприимчивость к заболеванию, к ним относятся лосось, кефаль, золотой шайнер, чопа, угорь, морская форель, тилапия, осётр и полосатый окунь. Стрептококковая инфекция также обнаружилась у различных декоративных рыбок, включая радужную акулу, краснохвостатую чёрную акулу, огненных барбусов, данио, некоторые цихлиды, такие как нимбохромис венустус (Nimbochromis venustus), цихлиду-попугай (Pelvicachromis sp.) и несколько видов тетр. Одним из наиболее ярких примеров, демонстрирующих проявления стрептококковой инфекции, является заболевание Astronotus Ocellatus.
Стрептококковая инфекция у рыбок приводит к высокой смертности (>50%) за период от 3 до 7 дней. Иногда она проявляется в виде вспышек, однако чаще в природе протекает хронически, при этом смертность растягивается на несколько недель, когда рыбки погибают на протяжении всего периода.
В настоящей статье описывается наблюдение стрептококков у астронотуса. В ноябре 2007 года пара Astronotus Ocellatus были доставлены в Научно-исследовательский институт изучения артемии и водных животных аквариумистом из Урмии, Иран. Вода в аквариуме была 26 градусов.
В клинических исследованиях зараженной рыбы наблюдалось иррациональное плавание, потеря равновесия, пучеглазие, помутнение роговицы, кровоизлияния вокруг глаз, жаберных крышек, основания плавников, анального отверстия и других частей тела, брюшная водянка и изъязвления (Рисунок 1).
Рисунок 1. Пучеглазие, кровоизлияния вокруг глаз, жаберных крышек, основания плавников, анального отверстия и других частей тела астронотуса.
Рыбки умерщвлялись ударом по голове. Производилось вскрытие в стерильных условиях, из внутренних органов и асцита были приготовлены образцы для дальнейшего бактериологического, патологического и биохимического анализа.
Ткань почек, печени, сердца и селезёнки культивировалась на триптон-соевом агаре (TSA, Мерк, Германия), кровяном агаре (Мерк, Германия) и мозго-сердечном агаре (BHA, Мерк, Германия), чашки инкубировались в аэробных и анаэробных условиях при температуре 25 градусов в течение 72 часов. У всех зараженных рыбок были изолированы чистые культуры бактерий их почек, печени, сердца и селезёнки. Физиологическая и биохимическая идентификация изолированных бактерий выполнялась как описано ранее. Изолированные организмы состоят из факультативных грамм-положительных и неподвижных кокков (Рисунок 2), которые показывают отрицательную реакцию на каталазный тест. На основе физиологических и биохимических характеристик бактерии были идентифицированы как Streptococcus iniae.
Рисунок 2. Окрашенные по Грамму бактерии Streptococcus iniae оскара.
Тканевые образцы, включающие глаза, желудок, яичники, селезёнку, печень, мозг, почки и сердце, фиксировались в 10% растворе формальдегида и готовились для световой микроскопии. Образцы окрашивались гематоксилином и эозином. Срезы показали присутствие скоплений в сосудистой оболочке глаз и некоторых расширенных сосудах, имеющих септическую тромбоэмболию с бактериальными колониями в центре и фибрина на периферии. Имелись гнойные воспаления и фокальные микроабсцессы в мышечной, слизистой и подслизистой оболочке желудка. Гистопаталогическое исследование фиксированной в формалине ткани подтвердило присутствие локальных кровоизлияний в яичнике. Меланомакрокровоизлияния в селезёнке имели бактериальные колонии шаровидной формы, а некоторые кровеносные сосуды печени и мозга имели тромбоз с багровыми массами (бактериальная колония, Рисунок 3).
Рисунок 3. Срез тканевого образца астронотуса: a) Срез селезёнки, отображающий бактериальную колонию как пурпурную массу внутри кровеносного сосуда (ГЭ, х200); b) Присутствие бактериальной колонии в меланомакрокровоизлияниях селезёнки (ГЭ, х400); c) Септический тромбоз в венах желудка (ГЭ, х32); d) Септический тромбоз в кровеносных сосудах печени (ГЭ, х32).
Гистопаталогический анализ продемонстрировал присутствие септицемичной инфекции (в кровь поступает патоген бактерий) у астронотусов; данная находка согласуется с наблюдениями Kusuda et al., которые идентифицировали стрептококковую инфекцию благодаря геморрагической септицемии, брюшной водянке и диффузному тромбозу кровеносных сосудов.
Биохимический анализ асцита показал присутствие одноядерных клеток, эритроцитов и коккоподобных бактерий.
Образцы чувствительности к антимикробным препаратам изолированных бактерий определялись при помощи диффузионного метода, согласно рекомендациям Вагнера (Wagner), где такие показатели как восприимчивость, промежуточный уровень и стойкость определялись при использовании дисков, пропитанных 10 антибиотиками (ампициллин, цефазолин, энтрофлоксацин, линкопсектин, налидиксовая кислота, тетрациклин, эритромицин, гентамицин, стрептомицин и колистин) на чашках с агаром Мюллер-Хинтон. Среди 10 антибиотиков Streptococcus iniae показала чувствительность к ампициллину и энтрофлоксацину (Таблица 1).
Таблица 1. Образцы чувствительности к антимикробным препаратам, изолированных из Astronotus Ocellatus, бактерий Streptococcus iniae.
——
Перевод:
https://www.waset.org/journals/ijbls/v5/v5-1-6.pdf
Похожие статьи:
Вариации астронотусов
Рыбка астронотус
Как размножаются астронотусы
Астронотус