Воодушевленные успешным использованием рыбы-чистильщика в других регионах культивирования лосося, а также широкой доступностью целого ряда новых методов борьбы со вшами, в компании Grieg Seafood Shetland надеются избежать практики лекарственной терапии. Благодаря созданию нового предприятия FAI по выращиванию пинагора в Сэндвике, эта цель стала на один шаг ближе.
Со своими выпуклыми глазками и жабьим тельцем Cyclopterus lumpus вряд ли похож на голливудского героя, но в настоящее время он играет ключевую роль в развитии индустрии разведения лосося на Шетландских островах (Шотландия).
Эти надежды укрепились в связи с открытием на островах первого коммерческого предприятия, занимающегося разведением существ, известных под именем пинагор или рыба-воробей. И если одна рыба-воробей не несет особой пользы, то рыбное хозяйство, планирующее выращивать несколько миллионов пинагоров, вселяет большие надежды. Все это не потому, что экстравагантный внешний вид пинагора привлекает внимание; рыба поможет лососевому промыслу справиться с самой большой проблемой, и все благодаря любви пинагора собирать морских вшей-паразитов со спин своих хозяев.
Законсервированное с момента свертывания промысла трески на островах в 2008, некогда крупнейшее рыбное хозяйство Broonies Taing в Сэндвике снова наполнилось жизнью – человеческой и рыбьей. Пустующие много лет бассейны, вновь заняты сотнями тысяч пинагоров, за которыми приглядывает команда, собранная компанией FAI Aquaculture, недавно пополнившая ряды и так впечатляющего рыбопромыслового сектора архипелага.
«FAI и наш партнер – компания Stofnfiskur – поставляет пинагора для всей Шотландии, Исландии и – через Исландию – для Фарерских островов, – говорит Бен Перри, технический директор FAI Aquaculture. – Его выращивают из икры, собранной у рыбы, которую добывают производители икры пинагора в Исландии; она сертифицирована MSC, и, значит, является экологически безопасной.
В этот проект компания FAI, приверженец принципов производства экологически безопасной пищи, вложила за последние годы значительные ресурсы.
У нас имеются мощности для производства в Шотландии более 3 миллионов пинагоров в год. В январе 2016 года запустили проект и этой осенью выпустили первую рыбу в море, – продолжает Бен. – В этом году поставили цель вырастить 1.3 млн. пинагоров на наших двух предприятиях – в Сэндвике на Шетландских островах и в Олтбее в Уэстер-Россе – и в 2018 году надеемся произвести более 2 миллионов».
Хотя на долю Шетландских островов приходится почти четверть всего лосося, выращенного в Шотландии в 2016 году, объем лососевого промысла здесь в последние годы снизился. С учетом того, что 27 предприятий приостановлены или законсервированы, неудивительно, что объемы упали с 46 тыс. тонн в 2014 году (самый большой показатель за 10 лет) до 40 тыс. тонн в прошлом году. Тем не менее, пинагор может сыграть ключевую роль в изменении этой тенденции.
Grieg Seafood Shetland (GSS) и еще две компании – Cooke Aquaculture Scotland и Scottish Sea Farms – занимаются разведением лосося на Шетландских островах, и все три сейчас начинают инвестировать в пинагора как главное орудие борьбы со вшами.
Грант Камминг, управляющий директор GSS, говорит: «По опыту в некоторых частях Норвегии и Шотландии мы видим, что рыба-чистильщик может успешно применяться в пределах региональных хозяйственных зон для удержания инвазии морских вшей на низком уровне на протяжении всего цикла культивирования».
Однако он также осознает, что такая стратегия будет действительно эффективной лишь в том случае, если она будет добросовестно соблюдаться всеми производителями лосося на архипелаге, и он надеется, что эта инициатива будет способствовать расширению сотрудничества между конкурирующими фирмами.
«Не видим причин, по которым оказалось бы невозможным повторить такой же успех на Шетландских островах, благодаря обмену информацией и тесному сотрудничеству с нашими соседями,» – добавляет Грант.
Доказательство их ценности
Использование пинагора набирает силу по целому ряду причин, и не в последнюю очередь это связано со снижением эффективности многих лекарственных препаратов, доступных фермерам.
«Пинагор – это не средство от морских вшей, а механизм биологического контроля, который дает возможность делать большие перерывы между лечением, – объясняет Адам Райнсден, руководитель направления по использованию рыбы-чистильщика в GSS. – Хотя, если у вас будет достаточное количество пинагора, возможно он будет поддерживать количество вшей на достаточно низком уровне и лечение не потребуется вовсе.»
Карьера Адама в аквакультуре совпала с решением компании Grieg начать использование пинагора, и он стал свидетелем значительного роста его применения за последние три года.
«Мы начали работать с пинагором в 2014, у нас возникло много проблем, связанных с бактериями, но недавно мы получили очень хорошие результаты, – вспоминает он, – и на одном из предприятий в этом году в половину садков мы посадили пинагора, а в половину – нет. В тех, где находились рыбки, за 8 недель количество вшей снизилось на 70 процентов и продолжало оставаться на достаточно низком уровне, поэтому это явно не случайность».
Такие хорошие результаты вдохновили многих фермеров пересмотреть свое первоначальное мнение о рыбах-чистильщиках.
«Мы боролись за то, чтобы получить одобрение. Фермеры не считали, что это сработает… Это казалось колдовством, – рассказывает Адам. – Но теперь, спустя пару лет и несколько поколений, нам удалось заручиться их поддержкой. Потребовалось много усилий, управления и совместной работы фермеров, зато теперь мы видим результат, и все на нашей стороне».
«Я достаточно скептически относился к использованию пинагора, – соглашается Лори Мэнсон, помощник управляющего предприятием GSS в Papa Little. – Первый раз, когда мы начали его использовать, мы, возможно, слегка недоследили за ним. Однако сейчас наблюдение за ним стало одной из наших приоритетных задач. Я не думал, что мы так быстро увидим разницу, но он уже один или два раза заменил нам лечение.
Я не думаю, что он станет панацеей, но будет играть большую роль в поддержании количества вшей на низком уровне, что, конечно же, является нашей важнейшей задачей», – добавляет он.
Есть к чему стремиться
Такого многообещающего результата на одном предприятии не достаточно, чтобы предположить, что пинагор может стать панацеей от вшей, но с учетом того, что многое еще необходимо выяснить о его поведении, похоже, его эффективность в качестве пожирателя вшей можно повысить.
«Я думаю, что у нас много задач в области производства; реальная сейчас состоит в том, чтобы обеспечить его постоянную эффективность после начала использования в морских хозяйствах, – объясняет Бен. – Теперь нам нужно работать с нашими клиентами в плане обучения их работы с садками, чтобы попытаться добиться максимума от этих рыб-чистильщиков».
И, хотя пинагор действительно требует определенного внимания, повышение качества и усовершенствование механизмов кормления и обеспечение подходящей среды обитания для них в садках помогает повысить их эффективность без особых трудов.
«Они действительно требуют больше усилий с точки зрения кормления и поддержания чистоты в садках (чтобы не дать пинагору питаться подножным кормом в сетях и игнорировать вшей), но он довольно устойчив, – объясняет Лори, – а ежедневное кормление и проверка кожи – это не такой уж большой труд.»
Выбор методов лечения
Одно из преимуществ использования пинагора вместо других методов лечения заключается в том, что его внедрение не является стрессом и не нарушает режима дня лосося.
«Он – единственная стратегия, которая позволяет вам оставить лосося в покое и позволить ему расти естественным образом; вам не надо возиться с рыбой, и это потрясающее преимущество,» – говорит Бен.
Адам согласен с этим мнением. Он объясняет: «Перед любым медикаментозным лечением, лососю необходимо голодание продолжительностью до недели, что приводит к снижению роста, и рыбе также необходимо длительное время для восстановления и возвращения к кормлению. Однако пинагоры являются постоянным щитом от вшей, и, если они трудятся эффективно, они могут поддерживать количество вшей на достаточно низком уровне, не препятствующем росту лосося, и сокращать потребности в лечении».
Это не только позволяет экономить на лечении, но и способствует росту, что сказывается на финансовых результатах. В итоге затраты на внедрение пинагора, хотя и значительные, могут быть оправданы, особенно в то время, когда многие традиционные методы лечения теряют свою эффективность.
«Правда в том, что лекарственные препараты работают все меньше и меньше, и наступит момент, когда их применение больше не будет окупать затраты, – говорит Адам.
«Каждый раз, когда нам предстоит лечить рыбу от морских вшей, мы должны прекратить ее кормление на срок до недели, – говорит Лори, – И она прекращает расти. Если использовать пинагора, мы должны лечить на один раз меньше в каждом цикле, и это окупает затраты».
Тем не менее, он вряд ли будет единственным методом для решения постоянной проблемы паразитов.
«Конечно, мы бы с удовольствием выращивали лосося без использования медикаментов, – объясняет Грант, – и мы надеемся, что использование рыб-воробьев, наряду с «юбками» против морских вшей и системами апвеллинга, является шагом на пути к достижению этой цели, но еще слишком рано говорить о сроках полного отказа от медикаментов».
«Хотя объем использования рыбы-чистильщика будет расти, подход должен быть сбалансированным, – соглашается Бен, – и по-прежнему будет существовать потребность в использовании фармацевтических препаратов направленного действия, а также механических методах лечения, потому что вы готовы взяться за решение существенной проблемы».
Действительно, масштабы проблемы педикулеза на Шетландских островах означают, что, по словам Адама, имеет смысл держать достаточно высокое соотношение пинагора к лососю, возможно, в два раза выше общепринятого отраслевого стандарта, составляющего примерно 1:10 (т.е. по одному на десять лососей).
«В последнем хозяйстве, где мы сделали посадку, использовалось 10 садков, а соотношение пинагора к лососю варьировалось от 10 до 20%. Мы обнаружили, что садки с посадкой в соотношении 15-20% оказались самыми эффективными, – говорит Адам. – В результате, я думаю, что лучше всего, если мы будем стремиться делать первоначальную посадку во всех наших хозяйствах в 20-процентном соотношении [т.е. один пинагор на пять лососей] и затем стремиться к постепенному снижению этого количества, так как пинагоры влияют на уровень вшей по истечении времени».
Местная продукция для местного населения
Адам надеется, что к концу 2018 года во всех хозяйствах компании на Шетландских островах и на острове Скай будет использоваться пинагор, а наличие местного поставщика повысит не только количество, но и качество пинагора; тогда производители лосося получат выгоду от возможности быстро начать его использование, а пинагору пойдет на пользу недлительная транспортировка из Сэндвика в другие части Шетландских островов.
«Хорошо, когда есть доступ к местным источникам пинагора, ведь изначально мы импортировали его малька из Норвегии, для чего приходилось заказывать чартерное рыболовное судно всего для нескольких килограммов рыбы, это же смешно,» – рассказывает Адам.
Эксперт по рыбам-чистильщикам также доволен тем, как поработали первые несколько партий из хозяйства на Шетландских островах.
«Качество мальков из Сэндвика оказалось лучшим из когда-либо виденного мною, – рассказывает он, – и после посадки их в садки смертность оставалась на самом минимальном уровне.»
«Рыба из Шетландских островов также выглядела более ровной (с точки зрения размера), чем поставки из Норвегии, и поэтому с ней намного легче управляться», – добавляет он.
«Мы рады тому, что мы в двух шагах от собственного хозяйства по разведению пинагора, – соглашается Грант. – Мы знаем, что транспортировка является стрессом для рыб, и сокращение времени и расстояния перевозки всегда остается нашей целью. Это также позволит нам установить более тесные связи с производителем и делиться знаниями на протяжении всего жизненного цикла, что, как мы надеемся, позволит как FAI, так и нам принимать более эффективные решения в отношении рыбы-чистильщика.»
А установление отношений между производителем лосося и поставщиком пинагора, по мнению Бена, является решающим фактором успеха для любого проекта по использованию рыбы-чистильщика.
«Я думаю, что возможность предложить поддержку нашим клиентам после того, как они начали использование рыбы-чистильщика – это ключевой момент – все мы еще учимся, как лучше использовать и ухаживать за пинагором, и наша помощь не прекращается, после того как клиенты покидают наше хозяйство. Мы здесь, чтобы помочь с обучением и запуском рыбы, так как еще предстоит много узнать о том, как с максимальной пользой использовать чистильщика. Это по-прежнему практически совершенно новый вид для аквакультуры,» – отмечает он.
——
thefishsite.com
Похожие статьи:
У пинагора обнаружен новый патоген
Криоконсервация живого корма от Planktonic AS