Большой Барьерный риф в опасности

Большой Барьерный риф в Австралии (© Steve Prutz)
Большой Барьерный риф в Австралии (© Steve Prutz)

Большой Барьерный риф в Австралии вскоре может потерять свой статус одного из важнейших природных богатств.

Если в ближайшее время Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) не представит жизнеспособные планы по решению сложившейся ситуации, её обвинят в бездействии.

Ричард Лек, австралийский представитель Всемирного фонда дикой природы, заявил: «Список объектов всемирного наследия, которое находится под угрозой, является, по сути, списком позора, и у нас есть реальные опасения, что ЮНЕСКО может поместить в него и Большой Барьерный риф. Это не то, чего все ожидали.»

Согласно информации Лека, национальный престиж и туризм Австралии понесёт серьёзный ущерб примерно в 6 миллиардов долларов.

Отчёт Австралийского института морской науки, опубликованный в прошлом году, содержит выводы о том, что за последние 27 лет риф потерял половину своего кораллового покрытия.

Большой Барьерный риф, расположенный на северо-востоке от побережья Квинсленда, тянется на 2011,68 км и является крупнейшим строением на Земле, сооружённым живыми организмами.

Он не раз подвергался целому ряду испытаний, включая природные бури, нашествия морских звезд «Терновый венец», и постоянно испытывает повышение температуры и локальные проблемы загрязнения окружающей среды.

Центр всемирного наследия и Международный союз охраны природы (МСОП) сделали ряд рекомендаций по защите рифа, а также официальный запрос в Австралию, с целью обновить планы по урегулированию возникшей проблемы.

Фанни Довере, представитель центра мирового наследия ЮНЕСКО, рассказал: «Мы попросили о независимой научной оценке Гладстон Харбор [портового проекта со стороны южной части рифа] и того влияния, которое его развитие оказывает на риф, и попросили также воздержаться от строительства новых портов в районах за пределами уже существующих портовых областей. Мы попросили стратегической оценки, которая будет предусматривать долгосрочное устойчивое освоения территории рифа. Риф примерно такого же размера как территория Италии, поэтому вполне объяснимо, что правительство Квинсленда хочет вести разработку в данной области. Однако это должно осуществляться на устойчивой основе, и уже существует довольно много проектов.»

До настоящего времени австралийские власти, похоже, как могли оправдывали разработку прибрежной зоны, особенно с точки зрения улучшения качества воды.

Экологи, Всемирный фонд дикой природы Австралии и Австралийское общество сохранения морской среды ознакомились с правительственными планами по устранению проблемы Большого Барьерного рифа и дали властям и Австралии и Квинсленда плохие оценки.

Лек говорит: «Мы внимательно просмотрели рекомендации [Центра всемирного наследия] и всю общедоступную информацию, которую нашли, о том, что было сделано правительством, и обнаружили, что особо ничего хорошего сделано не было, и тогда мы выразили своё беспокойство по поводу пассивности правительства в данном вопросе.»

По словам Лека, правительство не смогло достичь никакого прогресса в ключевых областях, таких как сокращение загрязнений и прекращение развития портов вне существующих областей.

Тем не менее, австралийские власти утверждают, что риф в надёжных руках, как «один из лучших управляемых морских охраняемых районов в мире», в соответствие с Портовой стратегией Большого Барьерного рифа правительства Австралии и Квинсленда.

Квинсленд также обязался выделять ежегодно сумму в размере 35 миллионов долларов на проекты по улучшению состояния рифа.

Рыба клоун
Рыба клоун (flickr: josh-n)

Тони Бёрк, министр Австралии по устойчивому развитию, окружающей среде, воде, населению и общественности, заказал исследование порта Гладстон, что, по мнению ведомства, является «одним из ключевых компонентов ответа правительства Австралии на решение Комитета всемирного наследия принятого в 2012 году в отношении постоянной защиты всемирного наследия Большого Барьерного рифа».

В феврале Бёрк заявил: «Мы добились существенного прогресса в рассмотрении рекомендаций, сделанных Комитетом всемирного наследия, включая соглашение о проведении одной из самых всеобъемлющих стратегических оценок, когда-либо предпринятых в Австралии.

Стратегическая оценка поможет в будущем планировании действий в районе Большого Барьерного рифа путем определения мест, где возможно устойчивое развитие, типа развития, который будет разрешен, и условий, обуславливающих продолжение развития.»

Терри Хьюз, глава Австралийского исследовательского центра передового опыта в исследовании коралловых рифов Университета Джеймса Кука, сказал, что Большой Барьерный риф в настоящее время «переживает смерть от тысячи порезов».

Он также добавил: «Мы оказываем влияние на выживание организмов, живущих за счёт рифа, их рост и размножение. Это влияние являются настоящей причиной постепенного сокращения кораллового покрытия в течение многих десятилетий. Прибрежные рифы были уничтожены из-за сточных вод, дноуглубительных работ и загрязнения окружающей среды. Некогда процветающие кораллы сменились грязью и водорослями.»

Хьюз отметил 7-ми кратное повышение использования азотных удобрений фермерами Квинсленда за последние 50 лет, а также возрастание площадей обработываемых земель. Он также указал на удвоение добычи угля с каждым десятилетием, что обуславливает развитие железнодорожных дорог и портов, прибрежных дноуглубительных работ и рост морского судоходства.

«Широко задокументированное сокращение кораллового покрова выдвигает на первый план беспокойство ЮНЕСКО по поводу прихода в упадок общечеловеческой ценности наследия [набора стандартов, который даёт право на место в Списке всемирного наследия] Барьерного рифа. Ключевой вопрос теперь в том, что же нам делать с этими потерями? Чтобы восстановить коралловое покрытие, мы должны улучшить условия, которые помогают кораллам воспроизводиться, выживать и расти. Способность к восстановлению кораллов ухудшается на рифе, который заилен или загрязнен, и в районе которого истощены рыбные запасы.

Продолжающееся сокращение кораллов показывает, что Большой Барьерный риф вряд ли будет в состоянии оправиться после очередного приступа обесцвечивания кораллов или справиться с ускорением процесса развития побережья и новых угольных шахт.», заключил Хьюз.

Хьюз надеется, что Квинсленд и правительства Содружества будут контролировать уровень загрязнения, дноуглубительные работы, а также введут запрет на постройку новых угольных портов, пока не сократятся объёмы используемого угля выделяемого углекислый газ.

«Нам нужен смелый план преобразования водосбора Большого Барьерного рифа», добавил он.

Департамент морского парка Содружества Great Barrier Reef Marine Park почти не имеет возможности повлиять на две основные движущие силы перемен, которые все больше охватывают риф — работы на суше и в прибрежных водах Квинсленда, ухудшающие качество воды вместе с территорией всемирного наследия Большого Барьерного рифа, а также глобальное изменение климата.»

Последняя австралийская политика Energy White Paper под руководством тогдашнего министра ресурсов и энергетики Мартина Фергюсона увеличила бы экспорт угля и газа, а также в два раза увеличила количество кораблей в доках с 2001 по 2020 году.

Ричард Лек, представитель Всемирного фонда дикой природы Австралии говорит, что экологи понимают озабоченность тех, кто выступает за экономическое развитие, но время уходит и нужно действовать.

Он поясняет: «Всемирный фонд дикой природы не хочет, чтобы пострадала промышленность Квинсленда или сельское хозяйство с рыболовством.

Но мы действительно считаем, что этот год является решающим периодом для Большого Барьерного рифа.

Заседание ЮНЕСКО в июне и национальные выборы здесь в сентябре — это редкая возможность сосредоточить умы людей на будущем рифа.

Ещё не поздно взять на себя обязательства и изменить что-то в судьбе кораллового рифа.»
——
www.рrаcticаlfishkееping.cо.uk

Похожие статьи:

Турбулентное течение способствует размножению кораллов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь × = сорок девять