Век информации трансформирует отрасль рыболовства

Исследователи правозащитной группы Oceana используют данные GPS для слежения за активностью рыбацких лодок
Исследователи правозащитной группы Oceana используют данные GPS для слежения за активностью рыбацких лодок

В постиндустриальную эпоху люди развитых стран работают преимущественно в области услуг и образования. Производители все больше полагаются на датчики, роботизированную технику, искусственный интеллект и обучение, чем заменяют людей и делают предприятие более эффективным. Фермеры имеют возможность следить за состоянием культуры со спутника и обрабатывать поля пестицидами и удобрениями с помощью дронов.

Коммерческое рыболовство, одна из наиболее древних сфер деятельности, является исключением. Корабли фабрики и глубоководные траулеры с тоннами рыбы на борту по-прежнему работают в режиме охоты по всему миру.

Этот подход приводит к чрезмерному отлову рыбы, обеднению диких популяций, разрушению среды обитания, бессмысленному убийству и потерям до 30-40% улова. Промышленное рыболовство располагает опустошительными доиндустриальными флотилиями в Азии, Африке и Тихоокеанском регионе.

Конечный продукт, как правило, товар, который распространяется по всему миру в виде произведенного изделия или цифровой валюты. Редко это свежее выловленные домашние продукты из моря. Согласно группе правозащитников, в среднем, рыба проходит 5000 миль пока е попадет на тарелку. Некоторую часть в замороженном виде направляют в Азию для обработки, затем вторично замораживают и возвращают в США.

Но эта модель начала меняться. В новой книге “The Blue Revolution: Hunting, Harvesting, and Farming Seafood in the Information Age” автор описал трансформацию промыслового рыболовства в менее разрушительное, более прозрачное постиндустриальное предприятие. Это справедливо для США, Скандинавии, большинстве стран Европейского Союза, Исландии, Новой Зеландии, Австралии, Южной Кореи, Филиппин и большинстве стран Южной Америки.

Стабильное рыболовство ограничивает норму вылова на уровне или ниже его, когда естественное воспроизводство водных ресурсов способно восстанавливаться.

Данные рыболовства

В сфере рыболовства отмечаются изменения поведения, технологий и политики. Вот некоторые примеры:

  1. Функционируется международный, некоммерческий, общедоступный центр мониторинга рыболовной активности — Global Fishing Watch. Частота обновления ресурса составляет 72 часа. Эта прозрачная сеть позволяет арестовывать и наказывать владельцев и капитанов судов, ведущих нелегальный промысел.
  2. Международная платформа The Global Dialogue на сайте Seafood Traceability призвана разрабатывать стандарты для слежения в логистике морепродуктов. Они создаются для согласования различных систем, которые отслеживают движение морепродуктов по логистической цепочке. Это позволяет собирать одинаковую ключевую информацию из одних источников. Полученные данные используют покупатели для определения источника продукта и произведен ли он по международным стандартам.
  3. Рыболовные суда в Нью-Бедфорде, Массачусетсе, который по общей стоимости принимаемого улова является главным портом США, оснащены датчиками для развития базы данных «Marine Data Bank». Этот банк данных предоставляет рыбакам данные о температуре океана, солености и уровне растворенного кислорода. Связывая эти данные с естественным поведением рыб и уровнем улова, можно прогнозировать промысел определенного вида рыб и избегать нецелевого отлова.
  4. Ежегодные лимиты улова распределяются как индивидуальные квоты для каждого рыболова, препятствуя сверхнормативному отлову. Навязывание долей улова представляется противоречивой мерой, однако, с 2000 года в США прошла полная рекреация 47 областей промысла, где вновь разрешен отлов. Примерами рекреации является популяция снежного краба (Chionoecetes) в Беринговом море, северо-атлантическая меч-рыба и групер (Epinephelus) в Мексиканском заливе.
  5. Более 10 лет набирает обороты движение гурманов локаворов, что отражено в растущем употреблении рыбы. Взяв пример с сельского хозяйства, покупатель делает платную подписку и заранее оплачивает покупки от местных поставщиков рыбных продуктов. Это взаимодействие продавца и покупателя формирует модель поведения покупателя и приводит его к новым видам морепродуктов, которые имеются в изобилие, но не такие традиционные как треска.

Локаворы  — отдают предпочтение местным продуктам, полностью или частично отказываясь от любого импорта.

Разведение рыбы на земле

Аквакультура быстрорастущая область производства продуктов питания. В этой области лидирует Китай.

В свою очередь, США обладают исключительной юрисдикцией над 3.4 млн. квадратными милями океана, но занимают лишь 1% мирового рынка аквакультуры. Но эта аквакультура, преимущественно, моллюсков и морских водорослей, третий по величине сектор рыбоводства в регионе Большой Атлантики, после омаров и гребешков. Предприниматели также выращивают рыбу, включая Атлантического лосося, Бранзино, Баррамунди, Тихоокеанского лосося, угря и Королевскую макрель. В основном, эти виды рыб культивируют в наземных системах с рециркуляцией 95% воды.

Промышленное выращивание лосося в океане Норвегией в 1990-х годах обусловило, главным образом, мнение о пагубном влиянии культурной рыбы на дикую популяцию и естественную среду обитания. Сегодня эта отрасль переместилась в глубоководные оффшорные садки или наземные системы с рециркуляцией воды.

Практически все новые лососевые фермы в США, во Флориде, Висконсине, Индиане и несколько проектов в Мэна и Калифорнии, являются наземными. В случаях с аквапоникой вода из бассейнов с рыбой проходит через лотки с растительными культурами.

Ведутся жаркие дебаты по поводу открытых федеральных вод США. Предлагается диапазон от 3 до 200 миль от берега для океанской аквакультуры. Независимо от результатов, очевидно, что в отсутствии растущей морской аквакультуры, США не смогут снизить дефицит торговли морскими продуктами, составляющий 17 млрд.$.

Ненасытный Китай

Описанный выше прогресс неодинаков для мировой индустрии. Китай является мировым лидером производства морепродуктов, занимая 15% рынка промыслового рыболовства и 60% производства аквакультуры. Китайское рыболовство оказывает существенное влияние на океан. Наблюдения показали, что флот Китая насчитывает 800000 судов и около 17000 дальних океанских судов, по сравнению с 300 у США.

Согласно исследованию некоммерческой правозащитной группы Oceana, использующей данные Global Fishing Watch, с 2019 по 2021 годы китайские суда провели на промысле 47 млн.часов. Более 20% этой активности проходила далеко в море или внутри 200-мильной исключительной экономической зоны более чем 80 стран. Рыболовство в водах других странах без разрешения незаконно. Часто китайские суда направлялись в воды западной Африки, Южной Америки, Мексики и Кореи.

Большинство китайских океанских судов настолько крупные, что за неделю вылавливают столько рыбы, сколько местные суда из Сенегала или Мексики вылавливают за год. По большей части, эта деятельность не прибыльна без субсидирования государством. Очевидно, что соблюдение Китаем более высоких стандартов является приоритетным с точки зрения сохранения здоровой среды рыболовства.

Восстановительный потенциал океана

Недостатка мрачной информации о пагубном влиянии чрезмерного вылова рыбы, других стрессов, изменения климата на мировой океан. Согласно прогнозам Организация Объединенных Наций, обедненные водные ресурсы могут восстановиться при грамотном управлении.

Например, прибрежный промысел гребешка в США практически исчез в середине 1990-х годов, а сейчас это отрасль с 570 млн.$ ежегодной прибыли.

Другая успешная история произошла в Кабо Пульмо, 5 мильной прибрежной полосе на юго-востоке Мексиканского полуострова Баха. В начале 1990-х годов Кабо-Пульмо, когда-то являвшийся жизненно важным рыболовным угодьем, стал бесплодным из-за чрезмерного вылова рыбы. Затем местные жители убедили мексиканское правительство превратить этот район в морской парк, где запретили рыбную ловлю.

«В 1999 году Кабо Пульмо был подводной пустыней. Десять лет спустя, он превратился в калейдоскоп жизни и цветов» — сказал в 2018 году эколог Enric Sala, директор проекта National Geographic «Нетронутые моря».

Исследователи говорят, что благодаря эффективному управлению, морская жизнь в Кабо Пульмо восстановилась до уровня, сопоставимого с удаленными, нетронутыми областями, где никогда не рыбачили. Рыболовство за пределами природоохранной зоны  также восстановилось, демонстрируя, что охрана природы и рыболовство не являются несовместимыми.

——
Статья отражает точку зрения автора. По материалам — Nicholas P. Sullivan. The information age is starting to transform fishing worldwide. 2022. theconversation.com

Похожие статьи:

Очистка воды в пруду от глины

В США объявлен конкурс на сохранения натурального вкуса сома

Проверена возможность культивирования мечехвостов

Лаборатория по сохранению и разведению рыбы (FCCL)

Enterra получила разрешение продавать муку из насекомых в США, Канаду и Европу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь × = четырнадцать