Под влиянием COVID-19 аквакультура сократилась впервые за десятилетия

Несмотря на введение ряда мер по сдерживанию COVID-19, пандемия сохранялась в течение 2020 года в большинстве регионов мира. За исключением Китая, в течение года в крупнейших экономиках мира наблюдался рост числа случаев заражения, что замедляло экономический рост и неоднократно приводило к задержкам открытия предприятий. Для глобального сектора морепродуктов это только усилило рыночную неопределенность и расширило операционные проблемы, связанные с ограничениями, снижением цен и доходов. Тем не менее, новые условия стимулируют инновации по всей цепочке поставок, поскольку предприятия сосредотачивают усилия на разработке новых продуктов, маркетинговых подходов, каналов продаж, пользуются преимуществами меняющихся обстоятельств.

Производители сектора аквакультуры с осторожностью планируют объемы зарыбления и внесения посадочного материала, снижают риски COVID-19 и смягчают финансовые потери в условиях снижения цен. По оценкам специалистов, объемы производства в 2020 году снизятся на 1,3%. Хотя это значение не подтверждено, оно демонстрирует резкое отклонение от стабильных 4-5% темпов роста, наблюдавшихся в последние годы, а также станет первым ежегодным снижением мирового производства аквакультуры почти за 60 лет. Однако степень воздействия и характер ответных мер производителей существенно отличаются в зависимости от производимых ими видов. Это обусловлено различиями темпов роста, продолжительности производственного цикла и требованиями рынка. Важно признать, что проблемы на ранних стадиях производственного процесса проявляются не сразу, имеют отсроченный эффект на рыночное предложение некоторых видов гидробионтов.

Ограничения COVID-19 на передвижение людей и собрания, в сочетании с более широкой неопределенностью рынка, также повлияли на рыболовство в 2020 году. Однако тяжесть и продолжительность воздействия на рыболовную отрасль в значительной степени зависели от промысла и региона, и в большинстве случаев, после появления процедур и протоколов, имело место частичное или полное возобновление деятельности.

По последним имеющимся оценкам, сокращение улова диких видов рыб за год составило 0,7%. Суда, нацеленные на вылов мелких пелагических и донных рыб в Норвегии и Российской Федерации, не испытывали особых проблем, в то время как значительная часть средиземноморского флота не могла покинуть порт из-за пандемии. Для рыбного промысла, сильно зависящего от сезонного притока работников, таких как промысел лосося в северной части Тихого океана, недоступность рабочей силы негативно сказалась на деятельности ввиду ограничений на выезд.

В течение года, несмотря на кратковременное ослабление ограничений в некоторых странах, большинство отелей, ресторанов и мест общественного питания (HORECA) с включением морепродуктов оказались закрыты или работали с низкой загруженностью. Кроме того, международной торговле рыбой препятствовали дополнительные издержки и задержки уже после производства и на таможне. Это привело к снижению стоимости мирового экспорта рыбной продукции на 5,8% до 152,2 миллиарда долларов США вслед за снижением на 2,5% в годовом исчислении в 2019 году, когда на рынке затянулась геополитическая напряженность, связанная с торговой войной между США и Китаем. Между тем, объем торговли снизился, по оценкам, на 3,2% в 2020 году, в то время как потребление рыбы на душу населения упало до многолетних минимумов в 19,8 кг на душу населения. Сокращение объемов торговли зафиксировано во всех регионах мира, включая всех крупных поставщиков и основные рынки, что отражает глобальный характер пандемии. Тем не менее, восстановление китайского рынка в конце года компенсировало часть дефицита доходов для некоторых международных поставщиков, в том числе крупного вьетнамского сектора пангасиуса.

Ограничения пропускной способности, наложенные на рестораны, рыбные рынки и супермаркеты, будь то полные или частичные, создали мощный стимул для бизнеса искать альтернативные каналы сбыта. В то же время проблемы со здоровьем в сочетании с необходимостью сокращения логистических затрат способствовали развитию распределительных сетей, которые сводят к минимуму зависимость от посредников. Бесконтактная доставка морепродуктов и цифровые услуги, соединяющие производителей напрямую с потребителем, хотя и находились в стадии разработки еще до пандемии, быстро набирают популярность. Аналогичным образом, ускорился переход к продуктам с добавленной стоимостью, ориентированным на удобство и домашнюю кухню. Эти новые дополнения к мировому рынку морепродуктов сохранятся и после того, как нынешний кризис утихнет, укрепляя спрос и предлагая новые возможности для дальнейших инноваций. Если программа внедрения вакцины продолжится без особых задержек в 2021 году, возобновление работы точек общественного питания вместе с оживлением розничного сектора указывает на потенциальный чистый прирост совокупного спроса по мере продолжения восстановления. В то время как рост производства животного белка в целом должен возобновиться, прогнозируется, что предложение будет более жестким для нескольких видов рыбы, что приведет к росту цен и обеспечит столь необходимый рост прибыли для бизнеса.

Статистика по производству рыбы и рыболовству. 1- данные не включают китов, тюленей и других водных млекопитающих и водные растения. Данные включают рыбную муку и рыбий жир. 2 - включена внутренняя торговля (внутренний рынок), Кипр включен в Азию и в Европейский Союз. 3 - для аквакультуры включены данные 5229 тонн в 2016 году для неучтенных стран. Общее значение может отличаться от суммы слагаемых, вследствие округления. 
Статистика по производству рыбы и рыболовству. 1- данные не включают китов, тюленей и других водных млекопитающих и водные растения. Данные включают рыбную муку и рыбий жир. 2 — включена внутренняя торговля (внутренний рынок), Кипр включен в Азию и в Европейский Союз. 3 — для аквакультуры включены данные 5229 тонн в 2016 году для неучтенных стран. Общее значение может отличаться от суммы слагаемых, вследствие округления.

——

FAO. 2021. GLOBEFISH Highlights — A quarterly update on world seafood markets 1st issue 2021 January–September 2020 Statistics. Globefish Highlights No. 1–2021. Rome

Похожие статьи:

FAO о влиянии COVID-19 на продовольственные системы аквакультуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тридцать ÷ = три