Суп из акульих плавников опасен

Тела акул, оставленные браконьерами
Тела акул, оставленные браконьерами

Акулы принадлежат к числу морских животных, находящихся под угрозой исчезновения, что связано с их постоянным отловом. Главным образом, вылов ведется с целью добычи плавников, которые используются для приготовления супа, известного азиатского деликатеса. В исследованиях, проведенных в университете Майами и опубликованных в журнале «Marine Drugs», обнаружен β-метиламино-L-аланин или BMAA в плавниках акул.

BMAA продуцируется различными видами наземных и водных свободноплавающих цианобактерий и их симбионтами, которые обнаруживаются в озерах, реках, ручьях и морской воде. Данный нейротоксин вовлечен в патогенез ряда нейроэндокринных заболеваний человека, включая болезнь Альцгеймера и латеральный амиотрофический склероз. Работа свидетельствует о том, что потребление супа из акульих плавников и хрящей создает риск возникновения дегенеративных заболеваний головного мозга.

По словам соавтора исследования, доктора Нила Хаммершлага (Neil Hammerschlag), плавники акул являются основной целью рыбаков, при этом очень распространена практика, когда плавники отрезаются прямо в море, а остальная часть тушки выбрасывается за борт. За год промысла в азиатском регионе истребляется около 26-73 млн. особей общей массой 1,7 млн.тонн.

Акулы играют очень важную роль в поддержании равновесия в морском сообществе, и суп из их плавников и хрящей ставит этих животных на грань вымирания. Тем не менее, данный деликатес, как выяснилось, опасен не только в отношении обеднения биоразнообразия, но также для гурманов, предпочитающих его.

В работе в качестве объекта исследования выступало 7 видов акул: Черноносая (Carcharhinus acronotus), Черноперая акула (Carcharhinus limbatus), Малоголовая молот-рыба (Sphyrna tiburo), акула-бык (Carcharhinus leucas), Большая акула-молот (Sphyrna mokarran), Лимонная акула (Negaprion brevirostris) и акулы-няньки. Экземпляры вылавливались из вод Южной Флориды.

Согласно профессору Деборе Меш (Deborah Mash), соавтору исследования и директору мозгового фонда (Brain Endowment Bank) в Майами, концентрация нейротоксина в образцах способна вызвать нейродегенеративные заболевания не только через поедание супа из плавников, но также после приема специальных добавок на основе хрящей. Последние, часто встречаются в продаже в виде порошка или капсул и, как заявлено, борются с рядом заболеваний. Однако это научно необоснованные утверждения. Скорее, пилюли из хрящей содержат BMAA и провоцируют возникновение недугов.

Мозговой фонд обеспечивает поддержку клинических и фундаментальных работ и содержит одну из наиболее внушительных коллекций посмертных образцов мозга людей, подвергшихся неврологическим заболеваниям. В 2008 году Меш опубликовала работу в журнале «Acta Neurological Scandinavica», где представила данные, касающиеся пациентов, умерших от болезни Альцгеймера и латерального амиотрофического склероза, в головном мозге которых наблюдалось очень высокое содержание нейротоксина BMAA. Посмертная концентрация составляла более 256 нг/мг, в то время как в норме она должна быть нулевой, либо иметь следовые количества. Впервые случаи потери или нарушения функции нейронов при воздействии данного токсина зарегистрированы на территории Гуама.

Плавники акул в  Каошунге перед приготовлением
Плавники акул в Каошунге перед приготовлением (фото — sott.net/articles/show/242010-Shark-Fin-Soup-Comes-With-Side-of-Toxins).

Изученные с помощью высокоразрешающей жидкостной хроматографии с последующим флюоресцентным анализом образцы плавников акул содержали схожие, либо превышающие концентрации BMAA в плавниках, составляющие 144-1836 нг/мг. Токсичность акул не зависела от того, наблюдалось ли или отсутствовало бурное развитие сине-зеленых водорослей (цветение) в местах отлова. Наиболее высокая концентрация BMAA обнаружена у Малоголовой акулы-молота, питающейся преимущественно донными животными, такими как синий краб или розовая креветка. Данные ракообразные, как известно, имеют чрезвычайно высокий уровень токсина — 2505 и 2080 нг/мг, соответственно. Стоит отметить, что за длительный период жизни организм акулы способен аккумулировать в комплексы с белками не только β-метиламино-L-аланин, но также ртуть и ряд других тяжелых металлов.

Полученные значения сопоставимы с содержанием токсина у африканского длинноязыкого крылана, исследованного Паулем Коксом (Paul Cox) в Гауме. Крылан или летучая собака становится токсичным, питаясь семенами саговника. В свою очередь, местное население, использует данное животное в пищу, вследствие чего часто страдает нейродегенеративными расстройствами.

——
фото на главной: newyorktoimes.blogspot.com

Материалы исследования: Kiyo Mondo, Neil Hammerschlag, Margaret Basile, John Pablo, Sandra A. Banack, Deborah C. Mash. Cyanobacterial Neurotoxin β-N-Methylamino-L-alanine (BMAA) in Shark Fins. Marine Drugs. 10 (2) : 509. 2012

www.sciencedaily.com

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =