Причины бегства лосося и форели с ферм Норвегии

Показатели, связанные с бегством рыб из норвежских ферм, расположенных на суше, и садков в открытом море, сильно колеблются из года в год.

Источником большого количество сбежавшей рыбы являются «крупномасштабные случаи бегства». В них «принимают участие» более 10000 особей. Например, несколько лет назад 175000 лососей сбежали, воспользовавшись­ проведением дезинсекции, с садковой фермы в центральной Норвегии. В рамках проекта SECURE (обеспечение безопасности технологии рыбоводства и проведение операций по сокращению побегов) проанализировали все случаи­ бегства в период с 2006 по 2009 год, о которых сообщили норвежские рыбоводы. Выяснилось, что до 91% всех побегов происходит­ во время крупномасштабных событий (Dr. Ø Jensen, SINTEF, руководитель проекта).

Несмотря на ежегодные колебания, число случаев побега, о которых заявили фермеры, демонстрирует тенденцию к сокращению за последнее десятилетие (рисунок 1). Предварительный опрос, основанный на отчетах фермеров в прошлом году, показал очень низкое число побегов, в общей­ сложности 10000 лососей и 6 000 форелей в ноябре 2017 года. Что касается лосося, этот показатель стал самым низким из когда-либо зарегистрированных, тогда как цифры побегов с форелевых фирм не смогли достичь зафиксированного ранее рекордно низкого уровня. Количество форели на норвежских фермах составляет лишь около 5% от общего количества ­лосося; ежегодно выращивается около 20 миллионов форелей и 320-360 миллионов особей лосося.

Рисунок 1. Сбежавший лосось и форель и наземных и садковых ферм Норвегии с 2001 по 2017 годы (Управление рыбоводства Норвегии)
Рисунок 1. Сбежавший лосось и форель и наземных и садковых ферм Норвегии с 2001 по 2017 годы (Управление рыбоводства Норвегии)

В последние годы число крупных случаев побега ­явно сократилось. Такие события обычно становятся результатом отказа оборудования, включая проблемы с причальными линиями, разрушенными плавучими воротами и ­отверстиями в клеточных сетях. Десять лет назад структурные сбои называли основными причинами побега рыбы. В период с 2008 по 2010 год отверстия в сетях, образованные износом между грузильной трубой и сеткой, становились причиной побега в более 50% случаев, в то время как побеги из-за неисправности швартовных и плавучих ворот, особенно в­ плохих погодных условиях, стали менее частыми (Dr. Ø. Jensen.)

В недавнем обзоре точных причин зарегистрированных побегов в 2016 году (L. T. Skår Hosteland, Norsk Fiskeoppdrett) структурные сбои по-прежнему составляли­ 53% от общего числа (190000 лососей и форелей) или 100000 особей­. Разрывы сетей из-за нагрузок привели к бегству 50000 особей. Исследование оценивает данные как наземных ферм, разводящих мальков и молодого лосося, так и клеточных ферм для взрослой рыбы. На наземных объектах около 50000 рыб сбежали из-за недостаточных мер безопасности. Ошибки при эксплуатации могут возникать во время таких мероприятий, как обработка клеточных сетей при дезинсекции и транспортировке­ рыбы. Это уже привело к 59000 сбежавших особей. Еще 14000 сбежали в связи с внешними причинами, например, столкновением служебного судна с клетками или нападением хищника.

Рисунок 2. 115 случаев бегства лосося и форели в 2016 году. Указаны причины
Рисунок 2. 115 случаев бегства лосося и форели в 2016 году. Указаны причины
Все 115 инцидентов, произошедших­ в 2016 году, показаны­ на круговой диаграмме (Рис. 2). Восемьдесят два инцидента вызваны «конкретными причинами» (внешние, эксплуатационные, структурные­). Серьезность инцидентов, по-видимому, наиболее высока для структурных­ сбоев. Она выражается в количестве сбежавших рыб за один инцидент: на 21% зарегистрированных инцидентов в результате структурных сбоев приходится более половины числа сбежавших лососей и форелей.

Все обычные профилактические мероприятия по сокращению побегов, очевидно, приносят положительный результат. Рекордно низкие показатели прошлого года не стали следствием меньшего числа зарегистрированных инцидентов. Øyvind Lie, глава директората рыбного хозяйства, недавно заявил­, что рыбные фермеры осведомлены о необходимости сообщать о небольших инцидентах и «подобных случаях».

Тем не менее власти знают о возможных незаявленных побегах. В январе 2018 года около 200 лососей признали рыбами с ферм (эрозия плавников и др.). Их выловили рыболовными сетями в том же регионе на западе Норвегии. Эти факты — разумное основание подозревать, что недавно произошел крупный побег с местной клеточной фермы, однако владельцы не заявили о нем.
——
Main factors behind escapes of farmed salmon and trout. Aquaculture Magazine. February-March 2018 Vol 44 No 1.

Похожие статьи:

Очистка биообрастаний водой под высоким давлением на фермах по выращиванию мидий

Факты и мифы о SPF креветках в аквакультуре

В США объявлен конкурс на сохранения натурального вкуса сома

Потенциальные стратегии борьбы с аргулезом в аквакультуре

FAO о влиянии COVID-19 на продовольственные системы аквакультуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × десять =