Благодаря серии физических адаптаций, омар поедает медузу и при этом не испытывает на себе действия ядовитых стрекательных клеток. Исследователи из университета Хиросимы обнаружили, что пищеварительная система омаров окружает порцию медуз защитной мембраной, которая препятствует выделению яда из нематоцитов. Полученные результаты имеют важное значение в разработке рациона для аквакультурного омара.
Омары растут в течение нескольких лет прежде, чем их сварят и подадут к столу. На ранней стадии, личинки слиппер-лобстера (сем. Scyllaridae) и Настоящего лангуста (сем.Palinuridae) практически прозрачные и имеют длину около 1 см. Личинки путешествуют по океану на туловище медуз, при этом откусывая от них кусочки вместе с ядовитыми стрекательными клетками.
Каори Вакабаяши (Kaori Wakabayashi, Ph.D.), начальник исследовательской группы университета Хиросимы, изучает омара с целью создания корма для аквакультуры. Эти ракообразные выращиваются не так активно, как креветки (раки), крабы или рыба, потому что их развитие и пищевые запросы остаются загадкой.
По словам Каори Вакабаяши, культурные морские виды часто кормятся сардинами, что способствует снижению численности естественных популяций этих рыб. В будущем, искусственный корм позволит фермерам обеспечить омара удобным, доступным и безопасным источником пропитания, независимо от погоды, географического расположения и доступности других морских ресурсов. Осведомленность о пищевых предпочтениях омара повышает продовольственную безопасность самих людей.
Кишечник этого ракообразного покрыт такими же жесткими хитиновыми пластинами, что и внешние покровы. Пластины, вероятно, защищают омара от ядовитых клеток медуз внутри и снаружи тела. Однако эти платины отсутствуют в средней трети кишечника, открывая доступ стрекательным клеткам.
Стрекательные клетки Японских морских крапив (Chrysaora pacifica) ведут себя как выдвижной шприц, который прокалывает и вводит яд в жертву. Команда исследователей вырастила личинок омара и медуз в лаборатории.
Так как омар и медуза необычный объект исследования, пришлось модифицировать оборудование и самостоятельно изготовить ряд инструментов.
В условиях неволи ученые кормили слиппер-лобстера вида Ibacus novemdentatus только стрекательными клетками Японской морской крапивы, а затем высасывали из них свежее фекалии. Под микроскопом гранулы фекалий плотно упаковывались в перитрофическую мембрану. Эти мембраны обычно проницаемы для определенных мелких молекул, но достаточно прочные к проколу их ядовитыми нематоцитами.
Основываясь на содержимом фекалий, Вакабаяши пришел к выводу, что личинка омара переваривает лишь жидкую пищу. Это важно учитывать при разработке искусственных аквакультурных кормов.
В другом эксперименте исследователи подтвердили отсутствие иммунитета у лобстера на прямую инъекцию яда. После укола грумминговое поведение омара, заключающееся в подметании тела передними конечностями, прекращалось. Подобное поведение вероятно важно, потому что предотвращает накопление слизи от медуз и бактерий на теле омара.
Таким образом, на вопрос «Какие животные едят медуз?» можно с уверенностью сказать, что они являются основным кормом для паразитирующих личинок омара.
Michiya Kamio, Kaori Wakabayashi, Hiroshi Nagai, Yuji Tanaka. Phyllosomas of smooth fan lobsters (Ibacus novemdentatus) encase jellyfish cnidae in peritrophic membranes in their feces. Plankton and Benthos Research, 2016; 11 (3): 100