У пинагора обнаружен новый патоген

В ходе исследовательского проекта под руководством ветеринара Felix Scholz, работающего в компании Fish Vet Group (FVG), впервые обнаружили патогенное воздействие микроспородии Tetramicra brevifilum на пинагора (Cyclopterus lumpus). В интервью для «The Fish Site» он объясняет значение своих выводов.

Как широко используется пинагор в лососевой индустрии?

Использование рыбы-чистильщика для борьбы с морскими вшами в последние годы росло в геометрической прогрессии и, как ожидается, будет продолжать расти. По оценкам, только в Норвегии в 2015 году вывели 25 миллионов особей, и 50 миллионов выращенных в неволи пинагоров, по оценкам Powell, потребуются в 2020 году. Развитие немедикаментозных способов борьбы с вшами, в частности, промышленное производство рыбы-чистильщика, выделили в качестве наиболее срочной области исследований, одним из основных приоритетов для отрасли и правительств.

Как и в других странах Европы, занимающихся разведением лосося, в Ирландии морские вши одна из наиболее серьезных проблем для лососевой индустрии, и в этой стране так же широко применяют рыбу-чистильщика. Пинагора считают многообещающим средством в борьбе с морскими вшами, особенно с учетом того, что большинство производств лосося в Ирландии являются органическими и количество применяемых лекарств ограничено регламентом ЕС. Ирландская промышленность в значительной степени полагается на выловленных в природе радужных губанов (Labrus bergylta), количество которых с 2015 года достигло 600000. Количество пинагора (Cyclopterus lumpus) из культуры, ниже, с 2015 года в лососевых морских садках используют около 300000 особей, но долгосрочной целью является увеличение использования культурного вакцинированного пинагора с известным состоянием здоровья.

Содержание

В чем основная значимость обнаружения Tetramicra brevifilum у пинагора?

Высокая смертность чистильщика от инфекционных заболеваний остается большой проблемой во всех использующих его странах, и очень мало известно о инфекционных заболеваниях этого вида. Самая важная часть открытия — описание T. brevifilum как значимого патогена у пинагора и публикация симптомов болезни и подробной информации об эпидемии. Т. brevifilum является значимым с коммерческой точки зрения патогеном у тюрбо (Scophthalmus Maximus), его также выделили у чернобрюхого удильщика (Lophius budegassa), что доказывает его неспецифичность к хозяину. Ранее не упоминалось, что пинагор может им заразиться. В Ирландии T. brevifilum вызвал серьезную манифестацию (распространение) заболевания и значительную смертность маточного стада. Некоторые виды микроспородий обнаруживают случайно, и они не оказывают клинического влияния на рыб, и важно знать, что T. brevifilum не относится к этой категории и является потенциально серьезным патогеном. Клинические симптомы, гистопатология и внешний вид спор микроспородий, описанные в публикации, характерны и должны помочь работающим с пинагором специалистам распознать болезнь.

Инфекция развилась в дикой природе или после того, как рыбу поместили в неволю?

Микроспоридии могут присутствовать в организме хозяина в течение длительного времени, не вызывая клинической картины болезни, поэтому возможно, заражение произошло до помещения в неволю. Так часто бывает у млекопитающих, когда клинический микроспоридиоз связан с нарушениями иммунной системы. Предполагается, что эпидемии Tetramicra у тюрбо — это как раз такой случай. В Ирландии болезнь заметили у пинагоров, которых содержали раздельно, но происходили от одной и той же партии выловленной рыбы, что, возможно, указывает на наличие микроспородий у дикого пинагора. С тех пор заболевание стало причиной единичных случаев смертности пинагора, содержащегося в морских садках, хотя бактериальные болезни и AGD также присутствовали и считались основными причинами смертности. В одном случае инфекция проявилась у малька пинагора весом 0,2 г, выращенного в неволе, что не связано с предшествующими случаями. Это значит, что имела место наследственная передача, либо рыба оказалась заражена в неволе. Т. brevifilum впервые описана у дикой популяции тюрбо в Южной Англии, и надо полагать, что она имеется у дикой рыбы по всей Европе.

T. brevifilum в виде белого хлопьевидного материала внутри внешних цист и в глазах зараженного пинагора (© Fish Vet Group)
T. brevifilum в виде белого хлопьевидного материала внутри внешних цист и в глазах зараженного пинагора (© Fish Vet Group)

Существует ли возможность усовершенствовать процесс отбора, чтобы предотвратить попадание патогена с выловленным пинагором в хозяйства аквакультуры?

В ранних исследованиях велась разработка протокола полимеразной цепной реакции для обнаружения T. brevifilum, поэтому есть возможность проверки рыбы на наличие инфекции. Во всех рассмотренных случаях печень сильно заражена и является хорошим органом для анализа, хотя в клинических случаях поражено большинство органов. Исследователи также обнаружили T. brevifilum в крови зараженных рыб, поэтому умерщвление рыбы для взятия проб не требуется. Дикое маточное стадо пинагора часто умерщвляют после нереста, и для проверки наличия патогена берут пробы из различных органов. Икру хранят отдельно до получения результатов и, если обнаружатся какие-либо серьезные инфекции, её уничтожают. В этот протокол можно включить образцы тканей для исследования на T. brevifilum, но проверка рыбы путем взятия крови на анализ до нереста стала бы значительным преимуществом. Ещё предстоит оценить, насколько надежно ПЦР определяет субклинические формы инфекции, необходимы эффективные протоколы скрининга.

Выявлялись ли ранее симптомы, похожие на симптомы у исследованных рыб?

Некоторые симптомы, например, выпученные глаза, жидкость в брюшной полости или вялое поведение — очень неспецифичны и встречаются при различных инфекциях. Белое хлопьевидное вещество в глазах описано при инфекциях Myxobolus albi, а Kudoa islandica — это дифференциальный диагноз при белых узелках в мышцах. Однако, внешне различимые “пузыри” с молочным содержимым, которые также видны на внутренних органах, делают клиническую картину Tetramicra совершенно уникальной. На гистологии у ксеном видны характерные признаки, например, микроворсинчатая поверхность, а у самих спор при рассмотрении на влажном препарате видна отчетливо выраженная задняя вакуоль с внутриклеточным включением. Такое описание дано только для одной другой инфекционной микроспородии рыб (Nosemoides sp.). Таким образом, в целом, клиническая картина заболевания отчетлива, и диагноз часто можно поставить после клинического обследования на влажном анатомическом препарате и после гистологии.

Какое влияние T. brevifilum оказывает на пинагора, и насколько заразно заболевание?

Влияние в клинических случаях оказалось очень серьезным: поражение всех внутренних органов, и значительная доля наиболее пострадавших органов, таких как печень, оказалась заменена цистами, содержащими ксеномы микроспородий. Примечательно, что чистильщики продолжали питаться и не демонстрировали никаких очевидных поведенческих симптомов достаточно долго, хотя поведение пинагора является в целом очень ненадежным показателем. Наши данные на сегодняшний день ограничиваются тяжелыми клиническими случаями и редкими случайными находками, которые могли бы перейти в клинические случаи, если бы остались без внимания. Есть информация, позволяющая полагать, что тюрбо может справиться с инфекцией, но мы не знаем, относится ли это также к пинагору. Недостаточно данных, чтобы сказать, насколько заразно заболевание в настоящее время, и исследователи не знают, как T. brevifilum передается. Описано, что высвобождение заразных спор связано с гибелью хозяина, хотя очень неглубокое расположение цист T. brevifilum говорит о вероятности высвобождения спор до гибели или сразу после нее, и горизонтальная передача инфекции считается возможной. Важно знать, что споры микроспородий сохраняют жизнеспособность в воде в течение более года при температуре 4°С, поэтому высока вероятность повторных заражений на территории высвобождения спор.

Генерализованный инфекционный процесс. Ксеномы, частично внутри цист, можно видеть во всех внутренних органах и в виде белых узелков в мышцах. Также отмечается скопление жидкости в брюшной полости
Генерализованный инфекционный процесс. Ксеномы, частично внутри цист, можно видеть во всех внутренних органах и в виде белых узелков в мышцах. Также отмечается скопление жидкости в брюшной полости

Существуют ли возможности для разработки методов лечения T. brevifilum?

В настоящее время нет лицензированного лечения от микроспородий у рыб, хотя различные средства, как альбендазол, успешно используют для лечения других видов, например, медоносных пчел. Тем не менее, микроспородии часто с трудом поддаются лечению, все зависит от вида, места и тяжести заболевания. Так как инфекцию у пинагора определяют только на поздней стадии, сложно говорить об успешном лечении. Правильная гигиена и условия содержания рыбы, скорее всего, необходимы для предотвращения инфицирования и болезни.

Какие другие заболевания обнаружены у пинагора на сегодняшний день?

На сегодняшний день у пинагора обнаружены различные бактерии и паразиты, а также некоторые грибки и вирусы. Бактерии до сих пор являлись наибольшей проблемой с точки зрения смертности, и Pseudomonas anguillisepticaVibrio anguillarum, Vibrio ordalii, Tenacibaculum spp., Pasteurella sp., Piscirickettsia salmonis, atypical Aeromonas salmonicida subspecies и Moritella viscosa являются примерами видов, которые вызывали смертность пинагора. Заболевание жабр — AGD (инфекция Neoparamoeba perurans) стало причиной высокой смертности пинагора как в морских, так береговых хозяйствах. Также доказано, что N. perurans является единственным на сегодняшний день патогеном, который передается между пинагором и лососем.

Caligus sp., scuticocilliates, Gyrodactylus sp., Trichodina sp., Kudoa islandica и Myxobolus albi  — примеры других паразитов, которые вызывали проблемы у пинагора. Известные возбудители грибковых заболеваний пинагора включают Nucleospora cyclopteri (микроспоридии) и Exophiala spp.. У пинагора на сегодняшний день описаны два вируса: ранавирус, значимость которого еще неизвестна, и флавивирус, с которым связывают высокую смертность в Норвегии. Новые болезни пинагора регулярно описывают, хотя диагностика эпидемий в морских садках зачастую сложна, и надо полагать, что многие вспышки заболеваний остаются не диагностированными.

Несет ли инфицированный этим заболеванием пинагор риск здоровью лосося или только своим сородичам?

Риск для лосося неизвестен. Т. brevifilum присутствует в морской среде и никогда не выявлялась у лосося или родственных видов, поэтому риск считается низким. Тем не менее, до сих пор инфекция ограничивалась бентосными видами, возможно, за счет инфицирования по бентосному вектору. Возможно, лосось в садках ранее не контактировал с T. brevifilum в значительных масштабах, что может измениться благодаря совместному проживанию с зараженным пинагором.

Является ли открытие аргументом в пользу того, чтобы закрыть цикл выращивания пинагора?

Да, T. brevifilum является одним из патогенов, которого потенциально можно избежать, закрыв цикл выращивания пинагора. Риск вертикальной передачи неизвестен, но вертикальная передача уже продемонстрирована несколькими видами микроспородий. Большое количество спор во всех органах, включая половые органы, и способность спор выживать в окружающей среде означают, что заражение икры и последующее заражение личинок также считаются возможными.

На каких основных направлениях исследований будет сконцентрирована работа FVG в русле данного открытия?

У пинагора регулярно появляются новые болезни, и фокус исследований FVG сместился с T. brevifilum на других возбудителей, ранее не встречавшихся у чистильщика, таких как Piscirickettsia salmonis у пинагора, вирус миокардита рыб у губана и недавно выявленный ранавирус у пинагора. Тем не менее, в связи с тем, что случаи Tetramicra brevifilum диагностируются во время плановых визитов и, скорее всего, будут появляться в будущем, этот вид, скорее всего, вновь будет в фокусе исследований. Будущие исследования должны включать оптимизацию протокола осмотра, поиск возможных методов лечения и способов передачи, и сравнение изолятов различного происхождения.
——
thefishsite.com/articles/new-pathogen-discovered-in-lumpfish

Похожие статьи:

Пинагор избавит лосося от вшей

Криоконсервация живого корма от Planktonic AS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =