Рыбная мука незаменима

Освещенная в СМИ индустрия аквакормов все больше следует неуместной концепции замены рыбной муки, поскольку журналисты вместе с исследователями неистово пытаются продвинуть ряд альтернативных, инновационных и экологически чистых кормовых ингредиентов. Ясно, что для удовлетворения потребностей растущей аквакультуры требуется больший объем кормовых ингредиентов. На это делает акцент IFFO, и, тем самым, подчеркивает вспомогательную функцию альтернативных вариантов, но никак не замену рыбной муке.

Создание кормов для непрерывного обеспечения предприятий требует сложного комплекса питательных компонентов.

На самом деле, именно стратегическая оптимизация использования рыбной муки и жира в качестве ценных ингредиентов, а не полное замещение, играет ключевую роль в максимизации питательной ценности в рамках производственного цикла и системы. Вопреки многим сообщениям о морепродуктах, иногда в средствах массовой информации, и в соответствии с биоэкономическим контекстом рыбная мука и жир имеют первостепенное значение для выращивания гидробионтов.

Ключ к решению проблемы состоит в использовании этих преимуществ с одновременным включением установленных и новых ингредиентов, способных помочь обеспечить заданный объем продовольствия и поддержать постоянный рост аквакультуры. Один из примеров — использование рыбной муки в свиноводческой промышленности, где она является важной составляющей в рационе отлученных поросят.

В вопросе промышленного производства рыбной муки поражает появление общего предположения, что все доступные альтернативные ингредиенты для аквакультурных кормов взаимозаменяемы с рыбной мукой и жиром. Это не соответствует действительности, и сточки зрения благополучия рыбы опасно так считать.

Как отметили некоторые авторы (Bureau, 2012), рыбную муку нельзя непосредственно заменить, а ее замещение не является жизнеспособной идеей. Этот посыл в значительной степени теряется в шумихе, разведенной СМИ и исследованиях.

Рыбная мука — это плотный питательный материал с широким спектром микроэлементов. По этой причине он по-прежнему считается основой кормов для таких видов как лосось и креветка, хотя включение вспомогательных ингредиентов позволяет производить больше корма при таком же количестве рыбной муки.

Пищевая ценность рыбной муки документально подтверждалась десятилетиями (см. Windsor and Barlow, 1981 например). Высокая усвояемость и уровень белка, отличный баланс незаменимых аминокислот, содержание витаминов и минералов, делают её эталоном при изучении ценности материала в качестве кормового компонента.

Современная технология приготовления кормов позволяет частично заменять рыбной муки, при этом на техническом уровне учитывать лимитирующие факторы некоторых питательных веществ.

Одним из наиболее важных факторов является количество определенных незаменимых аминокислот в ингредиентах и последующая разработка рецептур кормов для обеспечения сбалансированного корма для рыбы. Обычно это происходит за счет применения специфических соединений. Известно о добавлении синтетически полученных незаменимых аминокислот, таких как лизин и метионин, которыми богата рыбная мука, для доведения их концентрации до нужных величин, отвечающих требованиям для рыбных кормов.

Некоторые авторы признают, что это помогает снизить количество затрачиваемой рыбной муки, и направлять её  в специальные аквакультурные рационы (Nunes et al., 2014), в том числе для малявочников, кормов, позволяющих контролировать стресс и здоровье, а также для племенного поголовья. Таким образом удается реализовать истинную ценность рыбной муки во всех производственных циклах. Это создает ситуацию, более десяти лет назад отмеченную IFFO как стратегическое развитие отрасли (Shepherd, 2006).

Однако, в ходе попыток по снижению содержания рыбной муки в кормах для аквакультуры рассматривают не только аминокислотный профиль, но также ряд других ключевых микроэлементов. Существуют примеры, свидетельствующие о недостатке витаминов и прочих питательных веществ. Это является прямым результатом недостатка рыбной муки.

Безопасность применения витамина D3 для рыбы рассмотрена Европейским агентством по безопасности пищевых продуктов (EFSA) в 2017 году, поскольку «увеличение использования растительных компонентов в кормах для аквакультуры приводит к снижению содержанию витамина D3».

Нехватка рыбной муки негативно влияет на здоровье животных, на внешний вид и вкусовые качества конечной продукции для потребителя. Иными словами, здоровый, питательный «естественный» продукт заменяют интенсивно выращенным на ингредиентах, никогда не встречающихся в рационе дикой рыбы. При формировании рациона стараются избегать дефицита питательных микроэлементов, но никак не сохранить здоровье гидробионтов.

Учитывая спектр витаминов и минералов, которыми богата рыбная мука, исследователям, возможно, ещё предстоит открыть ряд других пищевых факторов, играющих важную роль в питании и физиологии рыб.

Даже когда содержание рыбной муки в кормах для некоторых видов рыб, например, баррамунди, можно снизить, с точки зрения рентабельности культивирования определено оптимальное количество этого компонента (Glencross et al., 2016), независимо от содержания питательных веществ и рекомендуемого минимального порогового уровня.

Есть прямые последствия замены рыбной муки и жира в аквакормах, например, снижение производительности и выживаемости, и, потенциально, даже увеличение частоты применения ветеринарных препаратов, являющимися ключевым показателем для отчетов о прибылях и убытках бизнеса. Верить в целесообразность этой замены, откровенно говоря, странно.

Рис 1. Сравнение среднего прироста массы и конверсии корма (ККК) у ранних отлученных поросят. Для них разработан рацион, состоящий из шести различных источников белка, включая стандартные и премиум рыбные (Ма. et al., 2013)
Рис 1. Сравнение среднего прироста массы и конверсии корма (ККК) у ранних отлученных поросят. Для них разработан рацион, состоящий из шести различных источников белка, включая стандартные и премиум рыбные (Ма. et al., 2013)

Вместе с тем, когда специалисты обращаются к научной литературе о потребностях рыб в питательных микроэлементах, возникает еще более серьезная проблема. Специфика рецептуры аквакормов для научных исследований не всегда совместима с сырьем, производимым в условиях современных сельскохозяйственных систем.

Ранее, когда дело доходило до витаминов, минералов и других питательных микроэлементов, большинство исследований по питанию рыб делало акцент на дефицит, и, упоминая конкретные питательные элементы, применяло термины — «адекватное, удовлетворительное» или «отвечает требованиям».

Как правило, отсутствует информация о составе кормов, особенно, высокоэффективных. Эти данные точно определяются в контролируемых условиях лаборатории и они открыты, но быстро возникает вопрос, как имеющуюся информацию адаптировать к сельскохозяйственным системам.

Складывается ситуация, когда рационы готовят с минимальными затратами и избеганием дефицита микроэлементов, не уделяя внимания сохранению здоровья животного. Исключением являются внесение жирорастворимых витаминов, которые необходимы для исключения гипервитаминоза и его осложнений.

Затраты вызывают особый интерес, поскольку более высокий коэффициент включения рыбной муки, хотя и повышает расходы, но теоретически улучшает выживаемость и рост. Эти показатели иногда превосходят достигнутые на стандартном рационе и, следовательно, обуславливают более высокую прибыль. Подобные результаты наблюдались при использовании рационов для отлученных поросят, как показано на рис.1.

Некоторые авторы признают важность переложения результатов исследований на полевые условия, когда животное испытывает стресс от патогенов и условий среды (Kiron, 2012), но это направление науки только развивается.

По мере изменения систем культивирования, особое значение приобретает выращивание рыбы, достаточно здоровой, чтобы справиться с патогенами и адаптироваться к физическим условиям систем.

Наука развивается в этой области, и недавние исследования показали важность контроля уровня EPA и DHA для выращивания лосося, а не строгой (минимальной) потребностей в питании (Bou et al. 2017,). Хотя длинноцепочечные жирные кислоты Омега-3, вероятно, выступают одними из наиболее важных питательных микроэлементов для лосося, можно ожидать аналогичных результатов для целого ряда других витаминов и минералов.

Специфическое влияние на метаболизм рыб, как холодноводных животных, оказывают колебания температуры. При этом важны оптимальные значения. Очевидно, что млекопитающие поддерживают температуру своего тела на постоянном уровне, тогда как физиологические функции рыб меняются в диапазоне её колебаний.

Когда дело доходит до адекватного и эффективного питания рыб возникает множество сложностей. В 2014 году FAO насчитывало в общей сложности 580 выращиваемых видов гидробионтов (Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация, 2016). Около половины из них можно выращивать на корм. По сравнению с тысячелетней историей изучения сельскохозяйственных наземных животных, водные организмы активно выращивают лишь несколько десятилетий. Это свидетельствует о необходимости детального исследования культуры гидробионтов.

Каждый вид имеет специфические потребности в питании и оптимальных условиях среды, что дополнительно осложнят работу фермера. Добавим к этому специфические пищевые запросы вида на разных стадиях развития и получим настоящий вызов, требующий обширную доказательную базу с конкретной информацией о питании каждого вида.

Рацион лосося в начале 1990-х годов имел гораздо больше морских ингредиентов в своем составе и существенно отличался от современного. Сегодня в корм включают в основном растительные компоненты (Ytrestoyl, Aas, & Asgard, 2015). Не смотря на кажущийся успех, следует проявлять осторожность в вопросе замены компонентов корма.

Вероятно, аквакультура движется к разработке кормов с опорой на функциональную значимость ингредиентов, а не простого расчета минимального уровня включений. Важно выявить взаимосвязь питания, роста и здоровья. При отсутствии влияния рациона на рост, может наблюдаться не очевидное воздействие его на здоровье и выживаемость в аквакультуре. Это первостепенный вопрос к изучению, когда во главе угла находится устойчивость аквакультуры.

Рыбная мука и рыбий жир выступают ключевыми компонентами аквакультурных кормов. Они богаты многими микроэлементами, безопасны для гидробионтов и доказали свою эффективность. Их истинное значение несколько упущено в последнее время, но по мере развития науки, вероятно, фермеры осознают важную роль этих продуктов в питании.

——

Fishmeal is not replaceable. Fish Farmer. January 2018. https://issuu.com/fishfarmermagazine/docs/fish_farmer_january_2018

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

÷ семь = один