Рыба, вносимая человеком в реки за последние 150 лет, значительно изменила средний размер тела всей совокупности рыбного царства во многих областях Земли. Исследования, проведенные учеными из Национального центра научных исследований, Университета Тулузы (Франция), Института Исследований и Развития и Музея Истории природы, а также из университетов Антверпен (Бельгия) и Утрехт (Нидерланды), показали, что выведенная в искусственных условиях рыба больше, чем природные виды в среднем на 12 см.
Подобная модификация размеров рыбок представляет серьезный риск, относящийся к перестройкам природных водных экосистем. Результаты были опубликованы в апреле 2010 года в статье Ecology Letters.
Начиная с эры Неолита, человек перевозит и акклиматизирует новые виды. Данная практика, в значительной степени, ускорилась за последние 150 лет, что сопряжено с совершенствованием методов транспортировки и активизации международной торговли. Феномен распространен в отношении пресноводных рыбок, несколько сотен видов которых непреднамеренно, для промысла, либо просто в качестве декоративных видов внедряются и адаптируются по всему миру.
На основе собранных данных о присутствии рыбок в 1050 речных бассейнах, исследователи Университета Тулузы, Института Исследований и Развития и Музея Истории природы, а также из университетов Антверпен (Бельгия) и Утрехт (Нидерланды), определили, что виды рыбок, вводимые человеком в среднем на 12 см больше, чем виды, исконно обитающие в природных условиях. Последние, в свою очередь, начинают давать потомство в среднем на 2 см длиннее, чем их родители. Эффект от подобного воздействия являются умеренным, однако значительно расходится с эмпирическим правилом Бергманна. Это правило, используемое при характеристике живых организмов, демонстрирует факт того, что чем дальше от экватора проживают организмы, тем они более массивные. Данный принцип является результатом совместной эволюции видов и окружающей среды, происходившей свыше миллиона лет назад, и, как показывают исследования, человечество вторглось в его течение.
С другой стороны, введение видов, чьи анатомо-физиологические показатели, стратегии выживания и другие экологические показатели отличаются от аналогичных характеристик естественных обитателей, может также нарушить функционирование экосистем.
Некоторые из крупных видов широко распространились по всему миру в качестве хищников (форель, чёрный каменный окунь, сом и др.), в то время как другие, распространились как детритные и травоядные виды (карп, тиляпия и др.). Подобные экологические нововведения, вероятно, поменяют цепь питания, видовой состав, либо приведут к необратимым нарушениям рециклинга органического вещества.
В качестве примера можно привести внедрение хищного Нильского окуня (Lates niloticus) в озере Танганьика. Не смотря на то, что сама по себе адаптация вида прошла успешно в 1950-х годах, в 80-х окунь завоевал господство во всем бассейне и на сегодняшний момент активно подавляет развитие огромного множества редчайших видов цихлид. Многие из цихлид озера Танганьика известны как аквариумные рыбки, и охота крупного хищника может привести к вымиранию их в естественной среде обитания.
Таким образом, изменения среднего размера рыбок на глобальном уровне идет рука об руку с нарушением функционирования водных экосистем.