Много работ было написано в отношении упаднического состояния древнейшего района — озера Виктория. Воздействие людей страшным образом изменило флору и фауну в регионе. John Speke первым увидел Озеро Виктория в 1858 году, когда он гостил у истоков Нила. Это большое пресноводное озеро, второе по площади на планете, было названо в честь королевы Виктория. Чистые голубые воды, которые изобиловали жизнью, подверглись значительным изменениям за последние 150 лет. Первые сигналы, касающиеся потери озером своей первозданной красоты, возникли в поздние 1800 годы. Европейская промышленность начала поглощать громадные площади деревьев, которые образовывали массивную стену вдоль озера. Эрозия, принесенная сезонными дождями, дополнительно засолила воду. Это особенно заметно вдоль береговой линии, которая выглядит темно-коричневой. Проблема антропогенной природы играет огромную роль в существовании разнообразия цихлид, которыми заинтересованы аквариумисты.
В 1920 года была построена железная дорога, что сделало регион озера Виктория более доступным для людей. Где-то в 1950 году, поселенцы начали возделывать сельскохозяйственные культуры в данной зоне. Области рядом с озером Виктория были приспособлены для выращивания и приготовления чая, сахара и табака. Химические отходы от предприятий попадали прямиком в топи и реки и, естественно, в само озеро. Происходило колоссальное увеличение численности населения за счет развития промышленного производства. При единичном обходе побережья реки St. Lawrence можно видеть как губительна промышленность для водной экосистемы. Неочищенные сточные воды, промышленные стоки и тяжелое засоление причиняют огромный урон. Недавно попавший в воду Виктории, гиацинт покрыл огромную площадь водной глади, что осложнило проблему недостатка кислорода.
На рисунке Нильский окунь.
Любая работа с эндемичными цихлидами, в действительности, направлена против них. В частности, внедрение хищного Нильского окуня (Lates niloticus), хотя и производилось без особых осложнений в 1950-х, привело к тому, что последний стал доминирующим видом в 1980-х годах. Данное грандиозное событие может в недалеком будущем явиться причиной вымирания половины популяции цихлид озера Виктория. Окунь эффективно патрулирует озеро, оказывая давление на оставшихся однажды изобилующие виды, находящихся рядом с берегом, где они отыскиваю убежище в зарослях папируса и другой доступной растительности. Лишь единицы способны достигать огромного количества, и они также каждый день дохнут от удушья.
Озеро Виктория является "ребенком". Проба донных осадков из озера показывает, что вся земля была сухой около 13000 лет назад. Если это правда, то эндемики озера Виктория возникли в очень короткий срок. В процессе исследования видового состава озера вылавливались хаплохромисы, находящиеся в процессе дивергенции и модификации. Влияние данных процессов изучалось на начальных стадиях развития рыбок. Хаплохромисы полностью адаптировались и захватывают среду при любых условиях. У некоторых видов зубы, окраска и существующая анатомическая организация могут за одно или два поколения усовершенствоваться в ответ на изменяющиеся условия среды. Быстрая специализация это то, что делает цихлид таким успешным семейством, и цихлиды озера Виктория по данному показателю далеко ушли. По этой причине, цихлиды являются прекрасными аквариумными видами. Обычно не очень крупные, готовые существовать в широком диапазоне водных условий, питающиеся любой доступной пищей, способные вынашивать свое потомство и имеющие окраску, по яркости схожую с морскими рыбами коралловых рифов, цихлиды озера Виктория всегда званные гости любого аквариума.
На рисунке Haplochromis Flameback
Первое упоминание, касающееся цихлид озера Виктория, датируется 1880 годом, когда Дж. Фишер послал коллекцию новых цихлид доктору Францу Хилгендорфу из Берлинского музея. В 1888 году Хилгендорф установил род Хаплохромис, основываясь на образчиках Фишера. В ранних 1990-х годах Геогр Боленжер (George Boulenger) и Джаквис Пеллегрин (Jacques Pellegrin) изучали озерных цихлид и опубликовали статью о своем открытии. Другие ученые также внесли свой вклад в нынешнем столетии, однако они рассматриваются в то время, когда масштабы уничтожения озера и его населения начали реализовываться в полную силу, поэтому возникла острая нужда спасения возникающих популяций цихлид. Доктор Лес Кауфман (Les Kaufman) из Бостонского университета находился среди первой группы, создавшей план по спасению видов озера Виктория (LVSSP). В дополнение к каталогизации, LVSSP приобрела дикие колонии, которые были распределены по зоопаркам и аквариумам всего мира. Многие коллекционные виды исчезли из своего природного ареала обитания, либо находятся в упадническом состоянии. Многие из организаций успешно разводят в неволе популяции цихлид озера Виктория и имеют ассортимент аквариумных рыбок в качестве запаса и обмена между другими учреждениями проекта LVSSP. Каждый год немногие цихлиды из данных колоний проникают в руки аквариумистов.
На рисунке леопардовый хаплохромис или хаплохромис Ливингстона (Haplochromis venustus)
Викторианские хаплохромисы большей частью генетически схожи. Большинство свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство. В этом залегает проблема. За счет редкости многих рыбок их данного рода, аквариумисты должны понимать свою ответственность в поддержании красоты, яркоокрашенных линий в аквариумах.
Мы должны сделать все, что возможно для сохранения колоний наших видов рыб (или вариаций) настолько чистокровными насколько это возможно.
Показано, что как никак, а викторианские цихлиды используют визуальные сигналы в узнавании партнера. Самки знают как самцы проявляют нерестовое поведение. Если любая рыбка проплывет рядом это затруднит различение среди цветовых вариаций. Так как плотность рыбок является низкой из-за работы хищников в озере, могут происходить любые близкородственные скрещивания. Нерест в данных условиях приводит к возникновению гибридных мальков неизвестного происхождения. Это построение поколений от родителей, цветовые формы которых настолько генетически смешаны между собой, что они угасают как генетически обособленные виды. Викторианские хаплохромисы, которые около 20 лет являются объектом увлечения аквариумистов, аккуратно сохраняются в своих традиционных линиях. Это удивительно, но в условиях аквариумов мы имеем более генетически чистые виды, чем они есть в естественных популяциях.
На рисунке Африканский васильковый хаплохромис (Haplochromis jacksoni)
Озеро Виктория огромно. Оно является жилищем огромного множества уникальных экосистем. Легко представить как части озера могли быть загрязнены, когда любая форма жизни, кроме вирусов и бактерий, погибает. Одни ожидают найти этот рассадник в густонаселенных областях и рядом с промышленностью. Имеются первоначальные зоны озера Виктория. В качестве стрессорной, ситуация здесь не проверена, данные зоны угасают также быстро как и погибают цихлиды. Однако, вероятно уже слишком поздно спасти многие области озера Виктория. Как минимум 200 видов цихлид недавно вымерли.
Хотя проблемы озера Виктория были очерчены давно, только последние 20 лет, можно рассматривать как губительные для большинства видов цихлид (некоторые описанные, а некоторые неопределенные вовсе). Если в ближайшее время не появится никакого сильнодействующего лекарства или не свершится чуда, потому что нет оснований верить во что-то иное, вероятно, в следующие 20 лет станут губительными. Придет смерть для колосса; озера Виктория.
———
https://www.hillcountrycichlidclub.com/articles/Lake%20Victoria%20History.pdf
Похожие статьи: