Исходя из размера мозга, различают рыб-охотников и медлительную рыбу. Исследования, проведенные в университете Гуэлф (Канада), показали, что состав головного мозга определяет, будет ли рыба выслеживать добычу весь день или же будет ждать наступления обеда.
Профессор Роб Маклафлин обнаружил, что поведение при добыче пищи, характерное для американского гольца (американская палия Salvelinus fontinalis, озерная, речная и ручьевая рыба; на спине и боках светлые червеобразные пятна; ручьевые формы имеют яркую окраску; ныне объект искусственного разведения), связано с размером особой области в головном мозге рыб.
«Мы выяснили, что рыбы, плавающие в открытой воде в поисках пропитания, имеют больший конечный мозг, чем те, которые находятся у береговой линии и ждут, чтобы пища приплыла из толщи воды» — сказал профессор биологии.
«Это говорит о наличии взаимосвязи между поведением рыб при добыче корма и морфологией головного мозга.»
Telencephalon — конечный мозг, мозговая область, связанная с движением рыб и с тем, как они ощущают пространство.
Он несет ответственность за способность рыб плавать в различных местах и запоминать ориентиры в окружающей среде, поэтому рыбы не теряются в пространстве.
В предыдущем исследовании профессор Маклафлин обнаружил, что для американского гольца характерно различное поведение: рыбы — активные охотники за кормом, которые ведут себя рискованно, и рыбы – «тихони» — малоподвижные и, очевидно, более робкие особи.
«Речь идет о молодых рыбах, которые добывали корм в течение периода длительностью менее месяца, и мы уже отчетливо видим эту отличительную черту предрасположенности к рискованному поведению и движению. Это заставило нас задуматься о вопросе: а что, если эти отличительные особенности являются биологически значимыми?»
Для современных исследований, результаты которых были недавно опубликованы в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology
(Экология поведения и Социобиология), Маклафлин и исследователь
Александр Уилсон подобрали два данных типа рыб, обитающих в реке Credit River (Кредит-ривер) близ Торонто, и измерили размер их конечной мозговой области. Они также измерили показатели мозговой обонятельной луковицы, чтобы убедиться, что активные при добывании пищи рыбы не имеют больший размер головного мозга по сравнению с малоподвижной рыбой. «Мы находим, что не было никакой существенной разницы в размере обонятельной луковицы между двумя типами рыбы» — сказал он. «Мы выбрали эту часть мозга, потому что форели воспринимают подачу корма визуально, таким образом, обонятельная луковица не связана с добыванием пищи, и она также является одной из смежных с конечным мозгом областей».
Хотя это исследование показало, что деятельность рыбы по добыче пищи связана с мозговой структурой, Маклафлин сказал, что все еще неясно, отображают ли различия в поведении первоначальные отличия в головном мозге или меняется сам мозг в ответ на различное поведение. «Возможно, что есть что-то в природе или в генетическом строении рыбы, что заставляет рыбу быть более активной, чем другие особи, а уровень этой деятельности изменяет головной мозг» — сказал он.
«Существует доказательство, что рыбы могут быть гибкими и могут менять структуру мозга в зависимости от того, в какой его части нейроны развиваются быстрее.»
В любом случае, это открытие помогло понять нервную систему вслед за различием в поведении при добыче корма, обнаруженного среди диких популяций рыб.
«Это — огромный шаг на пути к пониманию, почему различные виды индивидуальностей существуют среди одних и тех же классов и как появляются отличия в популяции. Мы стремимся сосредоточить свое внимание на вопросах, касающихся воздействия на окружающую среду, а также на то, как наши действия приводят к сокращению биологических популяций и стремимся наблюдать за процессами в окружающей среде, которые могут стать основой для появления биологического разнообразия.»
——
по
материалам: sciencedaily.com/releases/2010/08/100804093201.htm