Болезни и проблемы черных тигровых креветок

Приблизительно 36 см в длину и массой 650 граммов, черная тигровая креветка P. monodon является одной из самых крупных креветок (oceanharvesttechnology.wordpress.com)
Приблизительно 36 см в длину и массой 650 граммов, черная тигровая креветка P. monodon является одной из самых крупных креветок (oceanharvesttechnology.wordpress.com)

Страх перед болезнями и суровые реалии биологических особенностей креветок приводят к росту объемов выращивания креветок вида Penaeus vannamei и одновременному угасанию аквакультуры черных тигровых креветок (Penaeus monodon).

Наибольшую опасность заражения для фермеров креветочников представляют соседние инфицированные водоемы, особенно в прибрежных или речных районах с общими источниками воды, и появление зараженных креветок постличиночных стадий (PL). Во избежание этого, хорошей практикой считается использование PL, свободных от специфической патогенной микрофлоры (Specific Pathogen Free — SPF), и эта практика широко, хотя и не повсеместно, реализуется для вида Penaeus vannamei. 

Но из-за различных трудностей, связанных с разведением в неволе, широкое коммерческое внедрение SPF PL для черных тигровых креветок (Penaeus monodon) оказалось неприменимым, что стало одной из причин растущей популярности белой креветки (P. vannemei) и, в меньшей степени, западной голубой креветки (P. stylirostris).

Почему же разведение в неволе белых и голубых креветок оказывается успешным, а разведение черных тигровых креветок в основном заканчивается неудачей? Одна из проблем заключается в неудачах попытках разведения рожденных и выросших в неволе Penaeus monodon, хотя дикие особи данного вида прекрасно размножаются в неволе.

Самец Penaeus monodon размножается, достигнув массы приблизительно 40 г, в то время как дикая самка достигает половой зрелости, когда набирает массу в среднем 142 г, намного больше, чем у других видов. Но самки, рожденные в неволе, даже больших размеров, редко достигают половой зрелости. Существуют различные теории относительно того, почему это происходит: могут играть роль чувствительность к изменениям в освещении, солености или давлении воды, так же как и несоответствующий рацион питания, что приводит к эндокринным проблемам и проблемам с феромонами.

Несмотря на недостаточную естественную половую зрелость, линька самок и последующая их готовность к спариванию могут быть индуцированы удалением у самок одного из глазных стебельков. Тем не менее, скорость созревания икры и выживаемость личинок до постличиночной стадии достаточно низкие. Это возможно обусловлено тем, что повреждение глазного стебелька вызывает линьку (которая необходима для размножения) и раннее развитие яичников, которые в свою очередь меньше и слабее, чем у диких, своевременно созревающих креветок.

У белых и голубых креветок, напротив, половая зрелость наступает раньше и является успешной даже у особей, выращенных в неволе. Выживаемость потомства до стадии постличинок очень высокая.

Еще одной возможной причиной являются физические особенности половых органов. Орган самок устроен так, что удерживает сперму самцов таким образом, чтобы она попадала на икру по мере ее появления. Он называется «теликум» и у Penaeus monodon он «закрыт», или покрыт панцирем, в то время как у Penaeus vannemei и Penaeus stylirostris он «открыт», или ничем не покрыт.

Самка креветки с открытым теликумом линяет, достигает половой зрелости, спаривается и затем производит икру в течение нескольких часов, в том время как у самок с закрытым теликумом процесс отличается, потому что они могут принять сперму, только когда их панцирь мягкий. Поэтому Penaeus monodon линяют, спариваются (и удерживают сперму в теликуме от 10 до 20 дней), затем созревают и откладывают икру. Такое длительное хранение спермы становится еще одной причиной более низкой выживаемости.

Последней проблемой разведения P. monodon является то, что темпы роста в неволе уменьшаются. Причиной тому может стать инбридинг, недостаточная жизнеспособность постличинок от особей, рожденных в неволе, и, возможно, инфицирование РНК-вирусом. Здесь следует помнить, что SPF означает свободный от «специфической патогенной микрофлоры», но не от всех патогенов или вирусов.

В то же время, выводят линии Penaeus vannemei , генетически устойчивые к конкретным патогенным организмам (specific pathogen resistant — SPR), и это увеличивает темпы роста. Такое разведение для получения высокой производительности, скорее всего, будет расти в более контролируемых условиях, обеспечиваемых пресноводными системами на базе бассейнов или каналов.

В конечном счете, эти биологические различия означают, что Penaeus vannemei легче выращивать, но Penaeus monodon все же остается той сложной головоломкой, которую аквакультуристам еще предстоит решить.

В результате белая креветка значительно увеличила свою долю в мировом производстве креветок, с ничтожных значений в 2001 году, до более 3000000 метрических тонн (т) в 2012 году. Во Вьетнаме, переход к производству Penaeus vannemai привел к снижению на 20-30 % объема производства черной тигровой креветки в 2014 году, а Penaeus vannemai стала доминирующим видом, разводимым в стране, и составляет 52% от общего объема.

В то же время такие заболевания, как синдром белых пятен, синдром желтой головы и Таура-синдром привели к краху индустрии разведения черных тигровых креветок в Юго-Восточной Азии в течение этого периода. Добавившийся к этому синдром ранней смертности (EMS), поразивший производство в Южном Китае в 2009 году и активизировавшийся в Юго-Восточной Азии в 2013 году, продолжил процесс перехода от производства черной тигровой креветки (P. monodon), в то время как Индия, Индонезия и Эквадор, не затронутые EMS, быстро включились в производство, чтобы заполнить нехватку Penaeus vannemei и воспользоваться высокими ценами. С учетом поднявшихся цен на Penaeus vannemei в сочетании с более быстрыми темпами роста и возможностью более интенсивной посадки более высокие цены на черных тигровых креветок больше не могли побить прибыль от разведения белых креветок. Кроме того, хотя и Penaeus vannemei и Penaeus monodon подвержены EMS, преимущество Penaeus vannemei заключается в их более быстром росте, поэтому прибыль от зараженного водоема можно частично спасти за счет более раннего вылова особей.

Конечным результатом этих изменений является то, что белые креветки и в меньшей степени голубые креветки будут по-прежнему превращаться в монокультуры из-за невозможности создать SPF и SPR линии черных тигровых креветок.

——

www.seafoodsource.com/news/

Похожие статьи:

Борьба с патогенами на австралийских фермах по выращиванию тигровых креветок

Совместное выращивание Гигантской пресноводной и тигровой креветки в Западной Бенгалии

Тихоокеанская белая креветка с белым и коричневым панцирем

Факты и мифы о SPF креветках в аквакультуре

Предварительная оценка поставок креветок в 2020 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь × один =