Сом убийца? Удивительные ядовитые разновидности

СомПопробуйте назвать всех известных вам ядовитых животных. Вероятно, вы вспомните змей, паучков, пчел, ос и возможно еще ядовитых лягушек. Но сом?

Новое исследование аспиранта Мичиганского университета, Джереми Райта, демонстрирует, что как минимум 1250, а возможно и более 1600 разновидностей сома могут быть ядовитыми. Это намного больше, чем предполагалось ранее. Исследование было описано и опубликовано в онлайн выпуске журнала Эволюционная биология от 4 декабря.

Те, кто не испытывал на себе атаки сомов-убийц, пребывают в уверенности, что по крайней мере в Северной Америке эти роковые вредители с плавниками используют свой яд лишь для того, чтобы защищаться от хищников. Увы, они могу причинить много боли и простым рыбакам, многие из которых уже испытали это на себе. В других частях света некоторые сомы столь ядовиты, что могут убить человека.

Ученые сосредоточили все свое внимание на изучении яда змей и пауков, а вот ядовитой рыбой пренебрегли, сказал Райт, который применял гистологический и токсикологические методы, также как и его предшественники, с целью исследования эволюционных процессов среди разновидностей сома. Сделано это было, чтобы каталогизировать присутствие ядовитых желез и рассмотреть биологические эффекты от них.

Ядовитые железы сома были найдены рядом с острыми, костистыми спинными шипами на краях спинных и грудных плавников. И когда сому угрожают, эти шипы могут выходить наружу. Когда они вонзаются в потенциального хищника, мембрана, окружающая ядовитые ячейки, рвется, а яд выпускается в рану противника. В своей статье Райт описывает, как яд сома отравляет нервы, разрушает эритроциты, причиняя ужасную боль, уменьшая кровоток, вызывая судороги мускул, дыхательную недостаточность. У эффектов такого яда есть целый репертуар, но каждая отдельная особь демонстрирует лишь часть, потому что ни одна разновидность, подвергшаяся исследованию, не вырабатывает более трех отличных друг от друга токсинов в составе своего яда.

Главной опасностью для людей, в частности для озлобленных на североамериканского сома рыбаков, является не боль и жжение вначале, а вторичные бактериальные и грибковые инфекции, которые попадают в колотую рану или когда в ране остается часть спинного плавника или другой ткани, сказал Райт. В этих случая осложнения, связанные с инфекцией или присутствием инородного тела, могут продолжаться несколько месяцев.

Со стороны эволюции, исследование Райта указывает по крайней мере на два независимых пути происхождения ядовитых желез сома. Кроме того, ядовитые протеины ядовитых желез сома сильно схожи с теми токсинами, которые были найдены в его коже, и могли бы быть получены оттуда.

Эти токсины, заключенные в коже, как выяснилось, усугубляли развитие раны у людей, поэтому, возможно, что у протеина в железах примерно такие же свойства. Учитывая известный эффект такого яда на людях, это не очень вероятно, но возможно заслуживает исследования, сказал Райт.

«В настоящее время я работаю над тем, чтобы изолировать специфические токсины рыбы и определить их химическую структуру, а также гены, ответственные за их производство,» — сказал он. – «Это очень плохо изученная область, не много описанная в научной литературе, и мои исследования только начинают выходить за рамки основ. Сейчас еще не известно, будет ли у моего исследования терапевтическая ценность. Хотя, стоит заметить, что токсины ядов других живых организмов – змей, скорпионов, например – получили широко применении в медицине».

Дальнейшая экспертиза химического состава ядов также поможет получить ценные знания о механизмах и потенциальных факторах, ведущих к развитию яда в рыбах, сказал Райт.

Райт получил финансовую поддержку от Музея зоологии и Аспирантуры Ракхама.

——

фото с сайта: fishingfury.com

https://www.innovations-report.com/html/reports/life_sciences/killer_catfish_venomous_species_surprisingly_common_145490.html

Похожие статьи:

Популярные аквариумные сомики

Обыкновенный сом охотится на голубей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

÷ три = один